Дмитрий Ковпак

Врач-психотерапевт, к.м.н, Главный врач Центра эмоциональной коррекции. Санкт-Петербург. Россия

Тел.: +7 (812) 922-44-19

«Не продается вдохновенье»

То, что «не продается вдохновенье», мы знаем еще со школьных лет благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. А вот каковы механизмы вдохновения, как с ним обращаться - можно ли его произвольно вызывать, продлевать и как соблюдать баланс между творческой и социальной жизнью, расскажет врач-психотерапевт, доцент кафедры медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, Дмитрий Ковпак.

- Много ли среди ваших пациентов творческих людей? И все ли творческие люди испытывают психологические проблемы?

- Да, творческих людей среди пациентов достаточно много. Для того чтобы качественно себя расстраивать или пугать, нужен значительный творческий потенциал. Кроме того, по-настоящему нетворческих личностей очень мало, просто не всем удается найти дорогу к раскрытию собственного творческого потенциала. Но люди творческих профессий, люди одаренные, безусловно, часто испытывают проблемы, поскольку у любой медали есть обратная сторона.

- Что такое вдохновение с точки зрения психологии и психиатрии? Понятны ли ее механизмы и возможно ли их воспроизведение?

- Вдохновение - это измененное состояние сознания человека, которое характеризует предельная концентрация, имеющая четкий вектор. Такая, при которой человек сосредоточен на предмете приложения своих творческих усилий и максимально сосредоточен на этом процессе. Можно сравнивать обычное состояние сознания со светом лампочки, освещающей небольшой пятачок пространства вокруг себя, а вдохновение - с лучом фонарика, который светит сильнее и дальше, сфокусированным направленным пучком. Механизмы вдохновения чем-то схожи с механизмами медитации, когда на начальных этапах требуется концентрация на текущей воде или цветке лотоса, а уже на более высоких уровнях это сосредоточенность на идее. Так и вдохновение. С одной стороны, вдохновение чаще всего не требует усилий само по себе, но тем не менее нередко требуются усилия по формированию условий, способствующих его приходу.

- Это тренируемый процесс?

- Да. Мозг способен к тренировкам, как и мышцы. Для вдохновения надо настроиться на работу, создать положительный настрой. Необходимо научиться помогать себе хотеть сделать то дело, на которое настроился, находить в нем интересные и даже волнующие особенности, вовлекающие в желание им заняться и формирующие мощную мотивацию. А затем сосредоточиться на цели, отбросив на время все вторичное, отвлекающее. Тогда мозг станет целостным инструментом творчества, настроенным на нужную волну и в едином порыве весь ансамбль нейронов сможет задействовать внутренние ресурсы не только сознания, но и подсознательных процессов, гораздо более емких и эффективных.

Конечно, можно надеяться на вдохновение, снисходящее внезапно, ждать визитов капризной Музы и спонтанных озарений. Такое тоже имеет место в нашей жизни. Но можно, осознавая механизмы творчества, этому способствовать и более активно. Даже Менделеев, увидевший свою таблицу во сне , - вовсе не пример эффективности сна, это пример концентрации мозга на доминирующих интересах. Человек во сне освобождается от лишнего, от рутины повседневных задач и досадных мелочей, его мозг имеет возможность сосредоточиться на самом значимом. Ну и, конечно, двадцать лет занятий химией оказались не лишними. Не приснилась же таблица кому-нибудь из не менее талантливых художников или музыкантов. И не стоит следовать логике сторонников упрощенных теорий интуиции, по которой Дмитрию Ивановичу следовало бы чаще и дольше спать все эти двадцать лет, и тогда бы он выдал еще множество полезных таблиц.

- Почему же многие творческие люди, как это хорошо известно, частенько злоупотребляют стимуляторами?

- Использование психотропных средств - это самый быстрый и простой способ расширить сознание, снять некоторые внутренние запреты. Но это очень опасный путь. Каждый раз доза требуется все больше и в конце не остается ничего, кроме абстинентного синдрома. А это состояние очень далеко от вдохновения. Зачем пытаться влезть в форточку своей психики, используя химические отмычки, когда природа и целенаправленная деятельность предоставляют возможность любому человеку войти с парадного входа в доброжелательно распахнутые двери?

- Если для творчества требуется такая концентрация, значит ли это, что творческого человека ни в коем случае не стоит отвлекать на «прозу жизни»?

- В момент прихода вдохновения - конечно. Муза - дама нежная и пугливая. Конечно, было бы здорово, если бы она при этом еще умела бы стирать, убирать и готовить... Я шучу. Вдохновение - состояние не постоянное, и это надо четко понимать. В любом деле нужны перерывы для восстановления. В остальное время не только можно, но и нужно жить «обычной» жизнью, ведь социализируясь художник, творческий человек не только ведет естественный для себя и общества образ жизни, но и находит новые источники вдохновения. А переключение с работы умственной на физическую, как любил подчеркивать Иван Петрович Павлов, есть лучший способ отдыха и мышечной релаксации.